Буддизм

Возникновение

Буддизм - одна из древнейших религий мира, возникшая в VI-V веках до нашей эры. Регионом её зарождения считается Северная Индия, а создателем - Сиддхартха Гаутама, более известный под именем Будда Шакьямуни, называемый последним земным Буддой, проповедующим дхарму – уникальные законы бытия. Само слово «буддизм» было введено европейцами и вошло в обиход лишь в XIX веке.

В I веке до нашей эры произошло разделение буддизма на два течения: Махаяну («великую колесницу») и Тхераваду («учение старейших»). Впоследствии выделилось и третье направление буддизма – ламаизм, или ваджраяна (тантрический буддизм или «алмазная колесница»), зародившееся на территории Тибета в VII веке нашей эры. Сегодня идеи буддизма пользуются популярностью не только на территории индийских земель, но и во всём мире.

Доктрина

Отличительной чертой буддизма является отрицание вечности души и всемогущего Бога. Основой данной религии стали «Четыре Благородные Истины»:

  • Истина о страдании, или дуккха. Мир  полон страданий. Старость, болезнь и смерть — удел каждого живого существа.
  • Истина о возникновении дуккха. Карма - причина горестей и неудовлетворённости.
  • Истина о прекращении дуккха. Это значит, что для того, чтобы перестать страдать, человеку необходимо отказаться от навязчивых желаний.
  • Истина о пути, ведущем к прекращению дуккха и включающем правильную речь, правильный настрой, правильные действия, правильную жизнь, правильные усилия, правильное самадхи и правильное сосредоточение внимания.

Также к основным доктринам относятся учение о причинно-зависимом происхождении и карме, учение о мгновенности (доктрина кшаникавады), принцип бессущности (доктрина анатмавады) и буддийская космология. Согласно буддийской трактовке, жизнь – есть не что иное, как цепь страданий, путь избавления от которых кроется в следовании праведной жизни и достижении нирваны (состояния вечного блаженства). Как гласит учение Махаяна, состояние нирваны доступно широкому кругу людей.

Погребение у буддистов

Согласно буддийскому миропониманию, жизнь является всего лишь процессом продвижения к смерти, за которой необратимо происходит перерождение. Считается, что похороны – это проводы человека в другой мир, в другую ипостась. Именно поэтому погребению уделяется особое внимание.

Процесс прощания начинается с обряда зурдайн-судур: к умирающему приглашается лама-зурхачин (гадатель-астролог), предсказывающий участь души после того, как она оставит тело покойного.

Следующий ритуал, проводимый ламой, – смазывание макушки покойного специальной мазью – пузей. Считается, что смазанное место является выходом для души, облегчающим её путь. Затем зурхачин объясняет родственникам умершего, кто и когда может его хоронить, какие хуралы (богослужения) должны быть проведены, каким образом хоронить тело и в какую сторону его выносить. Буддисты верят, что несоблюдение этих предписаний приведёт к новым жертвам в семье усопшего.

Непосредственно ритуал захоронения производит булянчи – специалист по похоронам: он обмывает, одевает покойного, зашивает ему веки и придаёт необходимую позу. Затем тело должно быть предано одной из пяти стихий, после чего проводится ряд очистительных молитв и обрядов. В последующие семь недель также проводятся мероприятия, способствующие благоприятному перерождению души.

Предвестниками того, что она не переродилась и стремится обратно, являются увечья ребёнка, падеж скота, воровство. В таком случае, душу покойного отгоняют обрядами, молитвами и пожертвованиями.

задать вопрос

Читайте также: